Философия Возрождения — Википедия

Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. 2. Гуманизм эпохи Возрождения. Особенности философии эпохи Возрождения. Общая характеристика философии эпохи Возрождения (основные направления философской мысли, представители). Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, воспринимающейся как образец для современности.

Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически.

Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. Антропоцентризм — это воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности. Для Кеплера и Галилея наука занимается отношениями, которые можно выразить числом, в математической форме, а традиционно считавшиеся на­учными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д.

1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм

4. Эти тенденции реализуются в становлении философии госу­дарства и права (Макиавелли, Гоббс, Локк), в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики. Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры.

Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сме­ной общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек. Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но гос­подин природы. Возрож­дается и пантеизм: Бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано.

3. 1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философской мысли.

Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе. Отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие от средневековой антропологии. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной необходимости.

Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Он может и заблуждаться. Т.к. человек — природное существо и подчинен законам природы, он — часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. Отсюда и понимание свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами.

Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии.

Лавриненко В. Философия

Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» философ выступал в пользу изучения естественных наук и невмешательства теологии в область рационального знания. Бог присутствует в человеке. Бог — это центр Вселенной и ее предел. Раскройте особенности средневековой философии. Как обосновывалось бытие Бога в философии Фомы Аквинского?

Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Мыслители эпохи Возрождения должны были задать новый вектор движения личности, результатом которого и стало всё то, что сейчас нам известно как Ренессанс. Основные идеи философии эпохи Возрождения были почерпнуты именно из работ античных философов, литераторов, учёных.

Специфика философской культуры Возрождения

Если вкратце обозначить основные направления философии эпохи Возрождения, то получится следующая картина. Во-первых, это антропоцентризм как учение о божественном достоинстве человека, о его могущем разуме и творческом потенциале. В-третьих, были сформированы новые эстетические и этические идеалы эпохи Возрождения.

В-четвёртых, начала формулироваться социально-политическая философия эпохи Возрождения. Философия Ренессанса не была демократической в современном понимании этого термина.

В-пятых, возрожденческим философским концепциям свойственно осмысление проблемы соотношения Бога и человека, Божественной воли и человеческой свободы. И в этом направлении наблюдались различные, порой полярные рассуждения.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV до начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Мыслители Возрождения полагали, что именно это наследие прежде всего обращалось к человеку и его умениям («Человек — мера всех вещей», один из принципов античного философствования).

Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека. Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

В эпоху Возрождения можно выделить основные направления, которые сформировались под влиянием различных идей, объединенных общей направленностью. Гуманизм как широкое общественное движение складывается впервые именно в эпоху Возрождения.

Но параллельно с философией природы начинает развиваться новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий и становится одним из важнейших источников новой философии. Среди представителей этого направления следует указать Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея. Эпоха средневековья сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV – XVII вв.). В это период в социально – экономическом плане происходит переход от феодализма к капитализму.

Основные направления философии: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Пантеизм. Концепция человека в философии эпохи Возрождения. Особенности этапов развития философии эпохи Возрождения, их основные представители и достижения.

Читайте также: