Примеры рифмы

В истории русской поэзии XVIII и XIX века было несколько эпизодических попыток деканонизации точной рифмы. В XVIII веке — наиболее интересный опыт в этом направлении был сделан Державиным.

Существует множество классификаций рифм, в одном только словаре В.В. Онуфриева насчитывается около двухсот разновидностей рифм, значительная часть из них – редкие, либо экспериментальные. Это интересно: термин «женская рифма» пришёл из старофранцузкого языка, где слова женского рода заканчивались сильным ударным и слабым безударным слогом. Точная рифма – рифма, в которой совпадает качество и количество послеударных согласных и гласных звуков.

Точная рифма является богатой, если в ней совпадает предударный согласный (называемый опорным). А точная рифма в финальном двустишии английского сонета может оказать эффект разорвавшейся бомбы и достойно завершить стихотворение. Тавтологическая рифма зачастую случайно «проскальзывает» в стихах начинающих авторов. Галич и Ким, хотя последний явно перебарщивает. Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам.

1. XVIII и XIX век.

И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство. Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание.

Омонимическая рифма

Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа. Собственно, для того чтобы добиться успеха в этой области, следует разузнать несколько теоретических моментов.

И много снега принесла. С точными всё понятно: их замечают и узнают сразу, ими восхищаются, их принимают. Но часто используют и неточные рифмы, где фонетическое созвучие лишь частично. Вроде бы и улавливается что-то схожее, но если составить транскрипцию, то мы увидим, пусть и небольшое, но различие. Например, союзы и частицы.

Тавтологическая рифма

В этом случае повторяется полностью слово или словоформа. Впрочем, если такую рифму использовать с умом, то можно дойти и до степени шедевра. Хотя и достаточно близки. Несложно предположить, что это нечто в виде: любовь-кровь, вечность-бесконечность.

Напоследок, остановимся на разных видах рифмах, которые не относятся к классическим классификациям, но имеют определённую ценность. Вроде бы и всё гладко. Конечно, это не весь перечень доступных рифм, но этого базового списка достаточно, чтобы иметь представление об устройстве стихотворения. Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный. В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой.

Тебя ли я в нём потеряла? Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. И то, что нам с судьбой пришло. Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Между рифмой приблизительной и неточной нельзя провести безусловной, незыблемой границы. 4. рифмы с различным расположением ударения. Между колен и перемен… Огромное большинство неточных рифм встречается у Державина в женских окончаниях (в стихотворениях екатерининской эпохи — 169 случаев на 37 — мужских).

Скорее всего, однако, что мы встречаемся здесь с индивидуальной манерой большого поэта, своеобразного также в приемах рифмовки. На протяжении всего XIX века, у большинства поэтов изредка встречаются неточные рифмы, как допустимые, хотя не признанные вольности.

В стихотворениях 1896—97 годов число примеров умножается. На всем протяжении дальнейшего творчества Брюсова попадаются то чаще, то реже неточные рифмы, с обычными отклонениями в согласных.

Неточная рифма попадается у Блока изредка уже в стихотворениях I тома (Ante lucern, „Стихи о прекрасной даме“), правда, до 1902 года — только в единичных примерах. Стучал и дожидался у двери человек. Играли в пряткн. Решающее значение имеют в этом процессе сборники „Нечаянная радость“ (1906) и „Земля в снегу“ (1908), впоследствии объединенные во II томе „Собрания стихотворений“.

Как органическое явление стиля, диссонансы в рифме во многих случаях объединяются и здесь с раскрепощением стиха от законов силлабо-тонического стихосложения. При неполных суффиксальных рифмах в стихотворениях по типу народных песен также возможны рифмы с различными гласными. Немногочисленны также у Блока примеры неравносложной рифмы, с отсечением или выпадением гласного (или целого слога).

Так в поэме „Война и мир“, которая может служить примером его установившейся манеры, на 81 пару точных и приблизительных рифм мы находим 165 пар неточных. Составные рифмы в эпоху символизма, у Брюсова и его школы, как было уже сказано, получили уже большое распространение, достигнув при этом значительной неточности. У Маяковского к составным рифмам относится около трети всех неточных рифм (55 примеров), т. е. больше одной пятой (около 2/9) всех рифм вообще.

Кроме этих обычных несовпадений Маяковский распространяет на составную рифму другие излюбленные типы неточностей. Тем более существенное значение имеет рифма в вольных строфах, сочетающих ритмические ряды различной величины и столь свободной метрической конструкции. Совпадения в опорных согласных ударного слога и, вообще, в тех звуках, которые предшествуют ударению, становятся в этой системе особенно существенными (ср. германские аллитерации).

А рифма – это очень и очень важная мелочь! Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Не лишним будет узнать и то, какие рифмы бывают. А вот что такое хорошая и плохая рифма — мы разберём. Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам.

Читайте также: